пятница, 20 марта 2020 г.

 

ВОПРОСЫ О МОЛИТВЕ. ГОСПОДЬ НАУЧИЛ НАС МОЛИТЬСЯ.

 

      Молитва – главнейшая и важнейшая составляющая духовной и буквальной жизни верующего человека. 

     В религиях вокруг молитвы нагромождены горы басен и лжеучений, начиная от продолжительности молитв до фантазий на тему КОМУ следует молиться. Так, например, официальный митрополит, выступая на государственном телевидении заявил, что молиться нужно Николаю Угоднику и Спиридону Свирскому. Что сказать по такому поводу? Бред запредельный! А люди ведь этого не знают. И верят лжи. 

      Религиозными лжеучителями тема о молитве извращена до крайности. Начиная от молитвы «по записке», за деньги, до, так называемой «Иисусовой молитвы» – когда верующий постоянно, круглосуточно, день и ночь твердит-бубнит одинаковые слова, якобы, обращенные к Богу. На самом деле такая, с позволения сказать, молитва есть ни что иное, как обыкновенная мантра, христианизированная медитация. Как и всякая мантра, сия «молитва» предназначена не для разговора с Богом, а для парализации ума. В религиях даже молитва превращена в инструмент умерщвления ума.

      Мои понимания вопросов молитвы опубликованы в нескольких статьях. Но вопросы продолжают поступать. В этой статье я попробую коротко напомнить основные пункты Учения Христа о молитве. 

 

 

СУЩНОСТЬ МОЛИТВЫ.

 

      Относительно молитвы Господь Иисус предоставил исчерпывающую информацию. Он это сделал сразу, как только начал Свои проповеди на земле. Иисус буквально продиктовал ученикам текст молитвы. Речь идет о молитве, называемой в народе «Отче наш…». Господь сказал: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Аминь». (Матфея 6: 9-13). 

     Как видим, Иисус прямо сказал, КОМУ следует молиться. Молиться нужно Богу, Отцу Небесному.

 

 

ХРИСТОС НЕ УЧИЛ МОЛИТЬСЯ ДОЛГО, «УСИЛЕННО».

 

      Первое, на что указывал Господь – молитвы не должны быть многословными. Это Господь специально подчеркнул.  В Учении Христа о молитве прямо сказано: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». (Матфея 6 гл). 

     Эта же мысль в Современном Русском Переводе изложена даже более откровенно, «по-нашему»: «Когда молитесь не бубните, как язычники. Они думают, чем больше слов в молитве, тем вернее их услышит Бог. Не уподобляйтесь им! Ведь ваш Отец знает, что вам нужно, прежде чем вы Его попросите». 

 

 

МИФ ОБ УСИЛЕННОЙ МОЛИТВЕ.

 

     Какой должна быть молитва по эмоциональному накалу? Апостол Иаков пишет: «Много может усиленная молитва праведного». (5:16). Что значит «усиленная молитва праведного»? 

      В широко распространенной религиозной трактовке термин «усиленная молитва» означает, что молитвы к Богу должны быть именно «усиленными», то есть - настоятельными, неустанными.  Якобы, чтобы Господь вас услышал, вам следует молиться долго и трудно, даже – днями-ночами. В религиях понятие «усиленная молитва» служит хлестким подстегивающим бичом, понуждающим верующих в молитвах долго выпрашивать у Бога то, что им нужно. Длинные, многословные, изнурительные молитвы являются обычными в религиозной жизни. Считается, что чем человек «праведнее», тем длительнее будут его молитвы. 

     В данном случае мы опять имеем дело с огрехами перевода Библии. Слово «усиленная» позднее прибавлено в Библию. Апостол его не применял. В Современных переводах отсутствует слово «усиленная». Там написано: «Многое может молитва праведного». Понятие «усиленная» внесено в текст религией. Похоже, что задумано сие именно с целью возложить на верующих тяжелые бремена изнурительных молитв, чтобы и в этом вопросе принудить верующих нарушать Учение Христа. 

     Если же мы вникнем в глубинный смысл данного словосочетания, то увидим, что «усиленная молитва праведного» представляет собой бессмыслицу. Разве у праведного могут быть молитвы не усиленные, как бы «ослабленные», или молитвы второго сорта? Такое невозможно. Кто праведен, у того все молитвы качественные, правильные.  «Многое может молитва праведного», - написал Иаков.  Праведнику не нужно ничего «усиливать».  

 

 

МНОГОСЛОВИЕ И ДЛИННОСТЬ МОЛИТВЫ – СВИДЕТЕЛЬСТВО НЕВЕРИЯ МОЛЯЩЕГОСЯ. 

 

      В Деяниях Апостолов описана одна интересная «молитвенная» история. Там рассказывается о молитве первых учеников Христа, когда верующие молились об участи Апостола Петра, взятого под стражу Иродом.  Читаем: «В то время царь Ирод поднял руку на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечем. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков, - и, задержав его, посадил в темницу и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нем Богу». (Деяния 12 гл).

      Ученики ясно понимали, что для Петра этот арест может закончиться смертью, и горячо, прилежно молились о нем Богу.  Обращает на себя внимание слово «прилежно».  Это слово не прибавлено переводчиками. Оно было в оригинале.  Лука, писавший книгу Деяния, сам применил это слово.  Аналогичное видим и в Современных переводах.  В них говорится даже более четко: «Все это время Петра держали в тюрьме, а церковь неустанно молилась за него Богу».

      Вопрос: Почему церковь, зная, КАК нужно молиться Богу, помня наставление Иисуса о молитве, что молитвы не должны быть многословными - сутками молилась об Апостоле?

      Ответ мы находим в самом повествовании. Ответ поистине – парадоксальный, удивительный:

      Церковь так «прилежно», и «неустанно» молилась Богу о Петре потому, что…  НЕ ВЕРИЛА в освобождение Петра.   

 

 

СМОТРИМ ФАКТЫ…

 

       Итак, церковь «прилежно», и «неустанно» молилась Богу о Петре. Далее в тексте книги Деяний говорится, что Ангел в ночь перед назначенной казнью освободил Петра из тюрьмы, и вывел его в город. Петр, осмотревшись, идет «к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком». А там как раз братья собрались и молятся о нем. Петр стучит в ворота. Вышедшая на стук служанка, узнав голос Петра, от радости растерялась, и, забыв открыть калитку, побежала в дом, сообщая, что Петр стоит у ворот.

    

      Как отреагировала церковь на такое известие? Она бросила девушке буквально следующее: «В своем ли ты уме?..». Вот как! Они сутками стояли на коленях, просили, умоляли Бога, чтобы спас Петра, но, когда услышали, что Петр пришел, они ответили сказавшей: «У тебя, что, с головой непорядок?..».

      Служанка настаивает, что говорит правду, она ведь ясно слышала голос Петра!  И что братья?  Они решили: «Это Ангел его…».

      Петр дальше тарабанит в ворота, наверное, так, что и соседи уже проснулись. Наконец, его впустили.  Написано: «Когда же отворили, то увидели его и изумились».  Вот тебе на! Молились-молились о его спасении, а когда увидели, что пришел - удивились...

       О чем свидетельствовало их удивление? Оно прямо показало их неверие. Не верили они, что Петр выйдет из тюрьмы. Поэтому долго, и «прилежно», и «усиленно» молились. Не-ве-ри-ли! 

 

 

МОЛИТВА ЕСТЬ РАЗГОВОР ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ.  БОГ НЕ ЛЮБИТ ЛЕГКОМЫСЛИЯ И ПУСТОСЛОВИЯ.  

 

      Кто верит, что его молитву Господь услышал, тому нет необходимости долго «прилежно и усиленно» молиться. «Ибо знает Отец ваш Небесный, прежде вашего прошения у Него…», - пояснял Иисус. Обращаясь к Богу не нужно бубнить. У Бога не нужно клянчить. Произнес Богу молитвенные слова, высказал свою просьбу, и – успокойся. Есть у тебя проблема? Расскажи о ней Богу, попроси помощи, попроси, чтобы Он помог, и – успокойся.

Ведь Бог услышал тебя. Кто верит, что Бог услышал – тот многословить не станет. 

 

       Если допустимо по смыслу говорить о какой-то «усиленной» молитве праведного, то, реально, у праведника молитва усиливается его верой, а не длинными словами. Праведник верит, знает, убежден, что, как только начинает он молиться, Бог сразу его слышит. О такой молитве говорил Апостол Иаков: «Многое может молитва праведного». 

   …Чем дольше человек стоит на коленях и что-то просит, выпрашивает у Бога, тем больше он показывает, что НЕ верит Богу…

 

 

ЧЬИ МОЛИТВЫ СЛЫШИТ БОГ?

 

     …Одна семейная пара переживала очередной кризис во взаимоотношениях. Они крепко ругались. Потом они помирились. Через какое-то время их семилетняя дочка в разговоре с бабушкой, которая говорила ей, что людям нельзя ругаться, как бы отвечая сказала: «Когда мама с папой были злые, кричали друг на друга, я молилась, и просила Бога, чтобы они помирились. И вот, они теперь добрые…». Наверное, без слез нельзя было слушать слова этой крошки…

     Чьи молитвы слышит Бог? Можно ли просить: «Боже, помоги!», а затем снова делать прежние дела? Бог, конечно, милостив. Бог помогает. Но Бога не получится использовать в своих интересах. Если молишься, если просишь помощи, то, должен понимать, что в дальнейшем должен стараться жить по заповедям Бога. Тогда Бог действительно поможет.

 

 

ОТВЕЧАЕТ ЛИ БОГ НА МОЛИТВЫ? 

 

     Непременно! Проблема в том, что Божьи ответы могут не совпадать с нашими ожиданиями. Молясь мы ожидаем ответ от Бога в соответствии с нашим запросом. И не понимаем, что Божий ответ может совсем отличаться. Мы думаем, что Бог молчит, мы так думаем, не разумея, что это и есть Божий ответ, приносящий нам благо, и что, если бы Господь удовлетворил нашу просьбу, то мы получили бы великий урон. Мы, которые не видим дальше собственного носа, многое не понимаем. Кто молится, просит Бога, тот должен быть готов получить ответ, который пошлет ему Бог. И этот Божественный ответ может совсем не совпадать с ожиданием человека молящегося.

      Верующий, Божий человек свои молитвы заканчивает внутри себя: «Не моя воля, но Твоя да будет». Для верующего человека любое развитие события или ситуации, о которой он молился, является ответом Бога. Именно так! Выполнил Бог твою просьбу, значит, Он ответил на твою молитву. Ты это сам сразу увидишь. Но если после твоих молитв ничего не изменилось, значит, Бог так ответил.  

 

 

  ПОЙТЕ ХВАЛУ БОГУ!.. 

 

       Желание молиться Богу, беседовать с Богом, духом общаться с Ним, есть главная черта верующего человека. Кто молится Богу, тот угоден Ему.  Бог всегда с ним. Никакой грех, никакая ошибка или промах в жизни не причинят непоправимого вреда тому, кто всегда молится Богу, кто не прекращает молиться ни при каких обстоятельствах.  

      Есть молитва. И есть хвала, благодарение Богу. А это – совершенно другое.  Библия многократно и многообразно призывает нас хвалить и благодарить Бога, потому что сего требует справедливость.  

      В отличие от просьб и молений, в прославлениях и хвале Бога мы не опасаемся многословия.    «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих». (Псл. 33:2).   

      Уста, говорящие хвалу Богу от избытка сердца, приятны Богу, как жертва благоуханная. «Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, плод уст, прославляющих имя Его». (Евр. 13:15). 

 

 

ГОСПОДИ! БЛАГОДАРИМ, ЧТО НАУЧИЛ МОЛИТЬСЯ!   

 

     Однажды, уже после нагорной проповеди ученики попросили Христа: «Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих».  Вероятно, ученики слышали, что Иоанн Креститель научил своих учеников какой-то особенной молитве. И они думали, что Христос также предложит им специальный текст молитвы.  А Христос в ответ «всего лишь» повторил то, что говорил в Нагорной проповеди. Он снова продиктовал молитву «Отче наш…». (Луки 11:1-4).  

 

      И вот, мы сегодня имеем возможность от всего сердца сказать Христу: «Господи! благодарим, что научил нас молиться». 

      Как уже говорилось, вопросы молитвы Господь Иисус пояснил в деталях. Каждый обращается к Богу лично. Поэтому, каждый сам должен решить, КАК он будет говорить с Богом. Кто-то настаивает на том, что молиться следует часами, а то и сутками, указывая на какие-то примеры из Ветхозаветных пророков или на Самого Христа. Пусть настаивает. Каждый лично даст ответ Богу за все свои дела. Такому верующему ответ один: Разве Господь Иисус не понятно рассказал о том, как нам следует молиться, и какой должна быть молитва? Он сказал: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». (Матфея 6:7,8).

А. Ададуров