пятница, 7 февраля 2020 г.

 

УРОКИ СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЙ НА ПРЕДМЕТ ЗДРАВОГО УМА И РАССУДИТЕЛЬНОСТИ.

 

«Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы». (Притчи 1:5).

 

     Эти события происходили давно. Они описаны в конце третьей книги Царств и Паралипоменон. Я коротко расскажу о них своими словами. Но прежде хотел бы особо подчеркнуть, что, интеллектуальную силу и практическую полезность предлагаемой Ветхозаветной истории не смогут отрицать и те, кто не считает Библию Священным писанием. Даже для неверующих в данной истории заложен глубокий смысл и важный урок. Это именно тот случай, когда сюжеты Библии ценны для всех - для верующих и не верующих, для грамотной части общества, и для «простых тружеников». Итак, история.

 

ЗЛОДЕЙСКАЯ ЦАРСКАЯ ЧЕТА.

 

     За несколько веков до нашей эры, примерно, лет за семьсот в Израиле правил царь Ахав. Он известен как один из наиболее безрассудных и бесчестных царей Израиля. В его дни народ и государство Израиль глубоко скатились в болото преступности, лжеучений, грехов.

     Ситуацию особенно усугублял факт, что женой Ахава была язычница, Иезавель, не признававшая законов Господа. Потомственная сторонница Ханаанских религий, она, пользуясь царской властью повсеместно вводила в Израиле мерзкие религиозные практики поклонения идолам, включавшие жертвоприношения детей, а также массовые развратные действия.

     Как видно из текста повествования, большинство преступлений совершалось не самим царем Ахавом-подкаблучником, а его женой Иезавелью. Фактически эта безнравственная царская чета своей безрассудной политикой заложила условия для исчезновения государства Израиль, условия, которые, в конце концов и сработали.

     Бог неоднократно пытался вразумить Ахава направляя к нему Своих пророков. Так, через великого пророка Илию Бог на три года закрывал небо над всем Израилем, оставляя грешников без дождя. Ничего не помогало. Ахав не каялся. Написано: «Не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель. Он поступал весьма гнусно, последуя идолам…».

 

 

…НЕ ПОМОГЛО И ОТКРОВЕНИЕ БОГА…

 

      Чтобы призвать грешников к покаянию Бог даже показывался видимым образом. Относительно Бога у нечестивой царской четы имелись все доказательства того, что именно Господь есть Бог, а не популярный в то время идол Ваал. Через пророка Илию однажды Господь буквально явил Себя всему народу. Так случилось в тот момент, когда Господь ответил на молитву Илии, послав с неба огонь, поглотивший приготовленную жертву. Это явление Бога видел весь народ, включая и самого царя Ахава. Это же хорошо знала и правящая Иезавель. И что? Покаялась царица? Наоборот! Услышав о том, что Илия разрушил ее любимую развратную систему поклонения мертвому идолу Иезавель только сильнее разозлилась и тут же заочно приговорила Илию к смерти. Пророк был вынужден скрываться в пустыне.

     По данному поводу как бы в скобках можно вспомнить, как не так давно мы уже говорили о бесполезности буквального появления Бога. Если человек отказывается от здравого ума, то его ничем не проймешь, и ему не помогут никакие доказательства, чудеса, знамения, чему пример царицы Иезавели служит хорошим подтверждением. Ее безрассудное сердце отвергало все, самые очевидные, прямые факты.

 

 

СПРАВЕДЛИВЫЙ ПРИГОВОР…

 

      Приложив, что называется, все усилия, чтобы призвать грешных к покаянию, и не добившись успеха, Бог был вынужден объявить Ахаву и его жене смертный приговор. Приговор был ужасным. Ахаву Бог сказал: «Вот, Я наведу на тебя беды, и вымету за тобою… Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель…». (3-я царств 21 гл).

      Как же нужно было прогневить милосердного Бога, чтобы Он произнес такой приговор? Сказать о женщине, что ее съедят псы? Каким же она должна была быть чудовищем, даже недостойным погребения? Не случайно, в Священном писании в устах Божьего Сына имя Иезавель сделалось потом синонимом и символом крайнего греха и злодеяний, творящихся между верующими. (Откровение 2:20).

 

 

РАЗНАЯ РЕАКЦИЯ НА ПРИГОВОР…

 

     Ахав и его жена услышали Божий приговор. Как они отреагировали? Развратная царица пропустила Божьи слова мимо ушей. Она продолжала свои злодеяния, совершая мерзости на государственном уровне. В конце концов Божий приговор над Иезавелью исполнился в точности. Ее труп действительно съели псы.

   

     Ахав же не проигнорировал слова Бога. Написано: «…Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печальным…».

 

 

ВЕЛИКОЕ МИЛОСЕРДИЕ БОГА.

 

     Злодейский царь Ахав, услышав Божий приговор - начал каяться в своих грехах. И что сделал Милосердный Бог? Он сразу же отменил Свой ужасный приговор в отношении Ахава. Написано: «И было слово Господне к Илии Фесвитянину, и сказал Господь: видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни…». Точно так же произошло бы с его женой. И ей был бы отменен приговор, если бы она покаялась.

     Кроме прочего, в данной драме хорошо виден Бог, Его качества, Его милосердие к грешникам. Здесь прямо показано, что, какой бы грех ни совершил человек, если он кается, Бог прощает. Бог прощает грешника даже в том случае, когда Он уже вынес приговор грешнику. Для кающегося Бог отменяет приговор. Раскаявшийся Ахав был помилован, а его упорная во грехах жена получила исполнение приговора. Что посеет человек, то и пожнет.

 

 

ВСЕ РАВНО ПЕЧАЛЬНЫЙ ФИНАЛ АХАВА.

 

     Хотя царь Ахав как бы покаялся в грехах, однако, страной по-прежнему реально правила его нечестивая жена. Злодеяния и кровопролития продолжались и увеличивались числом. А царь Ахав ничего не делал, чтобы как-то исправить ситуацию. Он жил в свое удовольствие, купаясь в роскоши, никак не заботясь о народе страны. Например, задокументирован факт, что, Ахав построил себе дворец из слоновой кости. Сколько же стоило такое строительство? Видимо, для этой цели правящей чете понадобилось полностью обобрать страну. Как известно, даже сказочно богатый Соломон подобного дворца не имел.

     В конце концов Бог решил положить предел беззакониям, ибо дальнейшее Божье терпение уже означало бы потворство преступникам. В той ситуации прекратить беззакония можно было только лишь одним способом – лишить Ахава жизни. По-другому ничего бы не получилось. К сожалению, бывают люди - не поддающиеся исправлению. И это есть очередной важный вывод, который открывается в данной истории.

 

 

УДИВИТЕЛЬНЫЙ БОЖИЙ СОВЕТ.

 

      Ввиду того, что ранее Бог отменил Свой приговор Ахаву, и не навел на него казнь, которую тот по праву и по справедливости заслуживал, Бог решил, чтобы Ахав, который должен умереть - погиб на войне, в сражении, то есть, чтобы умер смертью почетной. Как раз и случай представился подходящий. Ахав собрался завоевать город Рамоф Галаадский.  

     А теперь представим себе следующую картину. Она происходила на небе и записана со слов очевидца: «…Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при нем, по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтоб он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух, стал пред лицем Господа, и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай это». (3-я Царств 22 гл).

      Для некоторых читателей Библии данный текст является гранитным преткновением. Они восклицают: «Как?! Ведь Бог и ложь несовместимы! Что здесь написано? Бог послал духа лживого?! Не понимаю!!!». Иные даже договорились до того, что, мол, поскольку в Библии находится такой рассказ, значит, в Библии написана неправда, и поэтому, вообще – Бога нет…».

     

     Признаться, когда я недавно услышал такую реакцию неких бывших верующих, утверждавших, что, якобы, они потеряли веру в Бога после того, как прочитали данную историю, я, вроде бы уже давно ничему не удивляющийся, в тот раз немало удивился. Какой же слабый уровень интеллекта продемонстрировали оные господа! Не в обиду будь сказано, а к исправлению.

      Пенять на Бога, что, мол, позволил духу лживому ввести в заблуждение приговоренного к смерти Ахава, все равно, что ворчать на исполнителя смертного приговора за то, что, исполняя приговор над преступником, он применил меч, а не виселицу. В случае с Ахавом ложь послужила орудием казни. Бог послал осужденному преступнику ложь, которая убила. Другим осужденным преступникам в другие времена Бог посылал и огонь, и камни с неба, и голод, и болезни. А этому послал Бог ложь. Бог имеет на это право. Он единственный, кто имеет право лишать жизни грешников, причем, таким способом, какой сочтет целесообразным. Немного далее само прояснится, почему Божий Ангел с позволения Бога для грешного царя, приговоренного к смерти, сделался духом лживым. А пока продолжим следить за ситуацией.

    

 

СОВЕТ ЦАРЕЙ И ПРОРОКОВ.

 

     Спустя несколько дней после Божьего совета на небе, уже на земле совещались царь Израильский Ахав и царь Иудейский Иосафат. Они договорились идти вместе, объединенным войском на Рамоф Галаадский. Но вначале решили цари узнать волю Бога об их предстоящей военной кампании. Будет ли она успешной? Царь Ахав собрал около четырех сотен пророков и спросил их о результате своего будущего похода.

    Здесь-то и проявилась ложь небесного духа, говорившего через пророков. Отвечая царю пророки в один голос уверяли, что Господь благословит его поход, и что царь возвратится с победой. Правда, был один пророк, по имени Михей. Этот заявил, что царь погибнет в битве. Он же тогда и рассказал о своем видении небесного совещания у Господа, на котором было принято решение через ложь пророков склонить Ахава к походу на войну, и тем заманить его в смертельную ловушку.

      Ахав, конечно, послушал пророков, которые говорили ему хорошее. Карающий меч лжи сработал. Капкан захлопнулся. Ахав пошел на войну. И умер на поле боя. Бог устранил злодея.

 

 

БЕСКОНТРОЛЬНЫЕ ЧУВСТВА ПРОРОКОВ.

 

      В данной истории мы видим еще одну часть глубокого смысла. Она касается пророков, сотен пророков, которые предсказывали Ахаву победу. Важно подчеркнуть, что пророки не были лжепророками. Они говорили от имени Господа. Все те пророки были пророками Господа. Раньше они действительно пророчествовали правду. Раньше их пророчества, которые они произносили от имени Господа, исполнялись. Они были абсолютно уверенны, что и в этот раз они говорят правду. Они ЧУВСТВОВАЛИ в себе дух. Как прежде, когда они говорили правду, они чувствовали в себе силу и присутствие Божьего духа, точно также и теперь они чувствовали, что на них сошел тот же самый дух пророчества, который сходил раньше, и который был Божьим духом. Они даже подумать не могли, что Божий дух, который сошел на них в этот раз, был духом лживым. Сама такая мысль казалась им оскорбительной. Например, вероятно, предводитель тех пророков, Седекия, сын Хеннаны, когда услышал пророчества Михея, подошел к нему и ударил его по щеке, сказав: «Как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе? По какой это дороге отошел от меня Дух Господень, чтобы говорить в тебе».   Он был абсолютно уверен в том, что на нем Дух Божий. Почему? Потому что Седекия ЧУВСТВОВАЛ этот дух. И на нем действительно был дух. Но – какой? В этот раз на нем был дух лживый, чего Седекия не понимал, точнее – чего Седекия не потрудился понять. А он вполне мог бы всё правильно понять.

      На чувства полагаться опасно. Даже, когда чувства и ощущения многократно проверены, все равно чувства постоянно должны быть под началом разума. Достаточно лишь один раз не проконтролировать свои чувства, как можно попасть в тяжелую проблему. По жизни мы знаем, что наши чувства много раз нам помогали, не подводили. Чувства полезны, чувства очень важны. Вопрос в другом. Без разума чувства не могут быть руководителем жизни.

     И проблема Ахава, и проблема тех пророков - проблема у всех одна, одинаковая. Называется она –

 

ИЗБЫТОК ЭМОЦИЙ ПЕРЕКРЫВАЮЩИЙ ЗДРАВОМЫСЛИЕ.

 

      …Ахав сидит на царском стуле. Перед ним почти четыреста пророков с положительными для царя пророчествами. Сам их внешний вид свидетельствует, что находятся они под вдохновением. А в стороне стоит один, всего лишь один пророк. И он предсказывает неблагоприятный результат военного похода. Кого слушать? Сложный вопрос? Нисколько! Для того, чтобы понять, ктО говорит правду, Ахаву нужно было всего лишь немного рассудить, проявить рассудительность.

      Ахав прекрасно знал Божий закон, или закон Моисея. В том законе четко сказано, что грешник не может рассчитывать на Божью помощь. Ахав также помнил свои грехи тяжкие. И Он сам слышал, что Господь назвал его грешником и приговорил его к смерти. И теперь он обращается к Богу, спрашивая, будет ли Бог ему помогать?

      Характерно поведение сидевшего рядом с Ахавом царя Иудейского Иосафата. (В Библии Иосафат назван праведным церем). Услышав единодушное благоприятное пророчество сотен пророков, Иосафат, все равно говорит Ахаву: «Нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы нам вопросить чрез него Господа?». Только после такого вопроса Иосафата Ахав распорядился привести пророка Михея. Почему Иосафат захотел послушать еще кого-то? Вероятно, Иосафат понимал, что, по закону Бога царь Ахав не мог надеяться на Божью помощь. Он видел, что в пророчествах этих пророков имеется нечто нечистое, точнее – не логичное. У него был здравый ум, в отличие от Ахава. 

      Примечателен еще такой факт. Бог, уже решивший отнять жизнь у Ахава, все равно предоставлял шанс осужденному грешнику. В противном случае, зачем бы Михей рассказал о своем небесном видении?  Через пророка Михея милосердный Бог предупреждал Ахава, что поход окончится для него смертью. Пророк детально пояснил Ахаву ситуацию, в том числе и причину, по которой все пророки дружно предвещают ему победу. Если бы Ахав подумал головой, он бы непременно пришел к выводу, что Михей говорит правду, и, наверняка, он получил бы еще больше милости Божьей. Вполне возможно, что ему вообще был бы отменен смертный приговор. Бог давал Ахаву отличный шанс доказать, что действительно раскаивается в своих согрешениях. Ахав не воспользовался Божьей милостью.

      Такова печальная история Ахава, не потрудившегося поработать умом.

 

 

ГОРЬКОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ ВДОХНОВЕННЫХ ПРОРОКОВ.

 

      Говоря о пророках, мы снова упираемся в тему здравого ума. Вера в Бога и здравый ум – неразделимы. Как могли эти пророки пророчествовать Ахаву победу, если они прекрасно знали о его грехах, если они знали, какой приговор вынес Ахаву Бог через пророка Илию? Где была их рассудительность? Спрашивается, ты – пророк, ты - кому пророчествуешь благо? Как ты не понимаешь? Ведь с этим царем положительный результат невозможен в принципе!

     Можно только предположить, как они были обескуражены, когда события подтвердили правоту Михея. Страшно подумать, какой ужас испытал импульсивный пророк Седекия, настолько невоздержанный, что перед лицом двух царей, ударил Михея, какой он испытал страх, когда царь Ахав погиб. Иезавель ведь на тот момент еще царствовала. И она, вероятно, спросила с него за его пророчество. На это намекают слова Михея, сказанные Седекии, после того, как Седекия ударил его: «…Ты будешь бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться…».

     Безрассудство приносит страшные плоды. Пророки должны были думать головой, а не полагаться на чувства. Они обязаны были вспомнить параграфы Закона о том, что нечестивый человек никак не мог рассчитывать на Божью помощь. В их головах должен был возникнуть вопрос: «Кому я пророчествую благоприятное решение вопроса, если он такой грешник?». Но пророки не думали. Они шли по чувствам, и были обмануты своими чувствами. Здравый ум должен был подсказать пророкам, что, не может Ахав быть победителем. Что говорил закон Моисея о грешниках? Грешники не имели шансов на победу!

 

 

НЫНЕШНИЕ «СЕДЕКИИ».

 

      «Как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе?», - воскликнул неуравновешенный пророк Седекия, отвечая Михею. Его эмоции бурлили.  

     В наше время таких ретивых пророков, старейшин, пасторов и священников полным-полно. У них вместо извилин рассудительности – бочка чувств.  

      Каждый ученик Христа должен, обязан осознавать опасность, которая ему грозит, если он даст волю сердцу, и, хотя бы на некоторое время забудет о здравом уме. К сожалению, сегодня многие повторяют ошибки тех древних пророков. Например, сумел наш современник что-то правильно и логично сказать, написать, сформулировать, и – всё! Задрал нос, так, что и не подойдешь к нему. Сказал он сколько-то правильных слов, и вот, он уже и пророк, и помазанник Божий, и особо избранный раб Божий, и так далее…

     История Ахава, и также история многочисленных пророков, обещавших ему победу, эти мрачные истории весьма поучительны. Ложь начинается там, где заканчивается здравомыслие и рассудительность. Именно так зарождаются все религии. Так появился и атеизм. А Господь говорит: «Имеющий уши, да слышит». Это значит – соображай, думай, работай головой.

 

 

«…ПОШЛЕТ ИМ БОГ ДЕЙСТВИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ…»

 

      В заключение нужно сказать следующее: Товарищи, которые высказывают недовольство по поводу этой истории с духом лживым по воле Бога вошедшим в пророков, должны хотя бы вспомнить, чтО вообще говорит Священное Писание о тех людях, которые отвергают здравый ум, и не желают слушать Истину, о людях, которые выбирают себе ложь. В Писании прямо сказано, что, если человек предпочитает ложь, если отрицает правду и здравомыслие, то Бог исполняет его выбор и предоставляет ему возможность слышать ложь и верить лжи. Например, вот, что написано: «…И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так-что они будут верить лжи». (2Фессал.2:11). Бог пошлет кое-кому заблуждение! Это сказано уже в Новозаветном Писании.

     Кто не хочет правды - тот будет верить лжи. Безрассудный и поступает безрассудно. А Бог пытается учить людей рассудительности. Он говорит: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум!..». (Притчи 3:13…)

Аудиозапись:

https://soundstream.media/playlist/anatoliy-adadurov

https://music.yandex.ru/album/9201410/track/60226043…

А. Ададуров