БИБЛЕЙСКИЙ КАНОН. БИБЛЕЙСКИЕ ОТВЕТЫ                                                         Сборник статей

 

«БИБЛЕЙСКИЙ КАНОН» - понятие человеческое

 

 

    «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что ДУХ ГОВОРИТ ЦЕРКВАМ». (Христос)

 

      Современная Библия, как известно, это не одна книга, а много книг в одном переплете. Но сколько точно?  Спрашивая по-другому, что составляет  «Библейский канон»?  По отношению к Святому Писанию слово «канон» обозначает «официально принятый список книг».  Какие именно книги являются частью Библии? 

     Точного ответа на эти вопросы  из людей не знает никто. Сколько «поломано копий»! Какие были, и продолжаются жаркие споры на эту тему!  Но никто никому ничего так и не смог доказать… 

     На уровне религий эти вопросы, как правило, решаются волевым методом:  В одной религии верующим повелевается считать, что в Библии «шестьдесят шесть книг». (Прилагается их перечень).  И – точка! В другой религии велено думать, что в Библии «семьдесят семь книг». И так далее…

     …Интересно, все-таки,  поступает Создатель, Отец Небесный!..     Вот, Он дал нам, людям Священные книги. Много книг. Целую Библию.    Но, послав Священные книги,  Господь не  приложил к ним никакого оглавления!  Бог не предоставил  точного  списка Священных книг, ни их перечня,  и даже не указал их точное количество!

    Так было до прихода на землю Иисуса Христа.  И так осталось после  Христа.  Ни Сам Христос, и никто из Его Апостолов нигде не разу не упоминают ни о каком перечне,  и ни о каком точном количестве Священных книг.  

     Почему?  Что это?  Где перечень книг от Бога?!  Как теперь разобраться какая книга Священная, а какая «просто» книга? Почему Бог так обращается с нами?    

      Посильное размышление  над  этими  вопросами  наводит на мысль, что точный список Священных книг  - не так уж важен.  Ведь, если бы буквальный перечень Священных книг  был принципиально важен, Господь непременно опубликовал бы его!   Более того,  при внимательном рассмотрении Библии,  приходит мысль,  что Бог  не случайно не дал нам  никакого перечня Священных книг.  Такова была  воля Его.    

     Как уже говорилось ранее, Бог не создавал роботов.  Людей Господь сотворил  по Своему образу и подобию, то есть такими, чтобы они могли сами ориентироваться в духовных вопросах. Бог не диктатор.      Всевышний Бог  всегда говорит, что каждый человек должен обладать здравомыслием  рассудительностью.  «Имеющий уши слышать – да слышит!», - эти слова Христос повторял постоянно,  как  будучи в теле на земле, так и после Своего воскресения.  Они  - всегда актуальны для христиан…  

    Итак, Библейский канон, что это?  Что можно сказать по поводу Библейского канона?  Если быть честным, то – ничего.  Что мы можем сказать о вещи, о которой  ничего не сказал Сам Бог? Можно  лишь предложить какие-то более-менее  разумные мысли, что я и попытаюсь сделать в меру своего косноязычия.

     Вопрос о каноне, это вопрос о  человеческих вставках в Священное Писание.  Имеются ли в Библии какие-либо вставки?  Да, есть. Знал ли Христос, что будут вставки в Библию? Конечно!  «Восстанут лжехристы и лжепророки»,- сказал, например,  Христос. И эти лжепророки будут, конечно, учить своей лжи. И будут писать книги. Много книг. Даже, так называемые «евангелия», и «послания». 

      Как Христос предостерег  Своих учеников от человеческой «мудрости»? Дал им точный вариант текста? Или продиктовал Оглавление Священных  книг?   Как можно будет отличить, где Письмо от Апостола, а где писанина лжепророка? Что дал Христос в качестве мерила, шаблона? Список, оглавление, число  книг? Нет!  Христос повел разговор в совершенно другом направлении.

      Он сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».  (Иоан.14:35).

     Почему Христос не сказал, что Его учеников можно будет узнать по большим знаниям? Или, по знамениям и чудесам, которые они будут творить? Или по пророчествам, которые они будут изрекать? Или по иным языками, на которых они будут говорить? Почему только по христианской любви можно будет опознать  подлинных учеников Христа?

      Ответ очевиден:  Любовь – невозможно подделать!

     Все можно подделать. Все-все, а любовь – нет!    Все чудеса легко можно подделать. Люди падки на чудеса. И антихрист предоставит всяких чудес в избытке.  Христос, говоря о лжепророках, особо выделял их будущую способность совершать великие знамения и чудеса.

     Чтобы совершать чудеса, нужна сила. У сатаны сила есть.  Чтобы писать книги, даже в подражание Священным, иногда достаточно простого писательского мастерства. И этого у сатаны и его ставленников имеется в достатке. А вот, чтобы показать любовь, нужно иметь любовь, которой у сатаны нет. Поэтому, он и его служители проявлять любовь не могут. Все могут – и знание, и красноречие, и чудеса,  и книги, а любовь – нет. Они могут лишь притворяться любящими на короткое время, они могут маскироваться, как волки в овечью шкуру. Но эта маскировка долго не работает.  Зло всегда всплывает наружу.

     Христианская любовь к Богу и ближнему является самым надежным, безотказным и гарантированным средством, позволяющим отличить правду от лжи, подделку от оригинала, правильное понимание от заблуждения.

     Совершенно понятно, что если бы не этот Божественный критерий определения истинности учения или текста, - любой христианин был бы в безнадежном положении. Если бы критерием истинности было какое-то учение, понимание, разъяснение, толкование, то никто никогда не знал бы,  и не познал бы истины, потому что лукавый противник создал такую паутину всяких учений и толкований, что никто из людей никогда из нее бы не выпутался.

    Пусть не обидятся братья-исследователи, вникающие в источники и первоисточники, исследующие различные переводы, примечания, комментарии, подстрочники и т.д. Все это они делают хорошо и полезно для многих. Но, если говорить строго по Духу Писания, в соответствии с учением Христа и Апостолов, то нужно будет признать, что, в принципе, для христианина, чтобы знать истину и следовать за Христом – ничего этого не нужно. Нужно только одно: Любить Бога и ближнего!

    Печальный опыт многих  исследователей Библии и различных религиозных реформаторов красноречиво подтверждает мысль, что знание, понимание, исследование и т.д. -  могут быть полезными лишь до определенной степени и поры.  А затем вновь начинаются старые проблемы и уклонение от истины в сторону лжеучений. Почему? Потому, что оставлена любовь к Богу и ближнему.

     Ставить знание во главу угла в духовных вопросах,   основывать свое вероубеждение только на знании, значит строить свой духовный дом на песке. Потому что, сколько бы Некто ни приобрел знаний, всегда найдется другой Некто с еще большими знаниями, и первый – будет постыжен.

    На чем основываются все религии? На доктринах.  «Признаешь ли ты учения отцов церкви?» – прищурившись, спрашивают братья-православные. «Как ты относишься к триединству?» - задают с подкладкой вопрос братья-протестанты, подразумевая, что в случае отрицательного ответа ты дашь возможность опознать себя как отступника от Христа. «Признаешь ли ты духовную пищу, подаваемую от верного и благоразумного раба?» - пристрастно  вопрошают братья-свидетели Иеговы.

    Что получается?  А то, что все эти, и подобные им религиозные течения, являются по сути одним и тем же течением, только с разными названиями, и с некоторыми специфическими особенностями. Они есть духовные братья и сестры друг другу. Но не братья и сестры во Христе, а братья и сестры по несчастью. Потому что отвергли заповедь Христа о любви к Богу и ближнему и на первое место в своей религии поставили учение, теорию, доктрину, текст. В этом их духовное несчастье.

    …Ной, Авраам,  другие патриархи, Иов, Иосиф – не имели никаких книг и никакого канона. Однако их вера является образцовой для всех верующих.   Сам Бог назвал их Своими друзьями… («У-у, какая крамола!..»)

      Моисеев закон был от Бога.  Получение  этого закона  сопровождалось такими знамениями и чудесами от Бога, что ни у кого здравомыслящего не возникает сомнений по поводу Божественного происхождения  сего закона. Моисеев закон есть духовный фундамент «Ветхозаветного канона».  Все, что соответствует Моисееву закону, Духу этого закона, есть от Бога. Все, что противоречит ему, не есть от Бога. Просто и понятно. И не требуется никакого «Оглавления».  Спорить до хрипоты, например,  по поводу того, сколько глав в книге пророка Даниила – двенадцать или четырнадцать, есть, извините,  сектантство…

    Учение Христа от Бога. Так же, как и Моисеев закон, Учение Христа было дано с великими знамениями и чудесами. И так же, как и в случае с Моисеевым законом, в отношении Учения Христа на протяжении всей истории ни у какого здравомыслящего человека не возникает сомнений, что это учение от Бога. Учение Христа есть основа,  фундамент «Новозаветного канона».  Все, что соответствует Учению Христа, есть от Бога. А что не соответствует ему – не есть от Бога. Просто и понятно. И не требуется никаких «Оглавлений». Спорить до изнеможения по поводу того, сколько именно Посланий написал тот или иной Апостол или ученик Христа, - есть, опять,  сектантство…

     Моисеев закон и Учение Христа нигде,  ни в чем не противоречат друг другу. Они есть две стороны единого.  Вместе они составляют Духовную основу, фундамент Библии.

     В этой связи  для меня не является дерзостной такая мысль:  Иногда какое-нибудь письмо или сообщение «от Иванова к Петрову», позволившее последнему справиться со своими духовными проблемами и обрести мир Божий в сердце, может по праву рассматриваться им как Послание от Бога… Однако здесь имеется и опасность, чтобы сей «Иванов» не возомнил себя как пророка Божьего, и не стал направо и налево изрекать пророчества и наставления по каждому поводу. Господь с древних времен предупреждал, чтобы люди не занимались отсебятиной, чтобы не становились по своему усмотрению пророками и предсказателями. Книга Откровение заканчивается грозным предупреждением для тех, которые решат, что они уже стали пророками. (Откр. 22:18,19).

 

           ЦЕЛЬНОСТЬ, НЕРАЗРЫВНОСТЬ БИБЛИИ

 

     Противник от первых дней христианства старается разорвать, разделить Библию на две части, на то, что было «до Христа», и на то, что стало «после Него».  Это дает  ему возможность втискивать  в христианство многие чисто языческие верования.  Противник старается столкнуть между собой две части Библии.

      Христос и Апостолы постоянно цитировали из  «Закона и пророков».  Они реально показывали, что христианство органически вытекает из Ветхого завета.  Учение Христа невозможно понять, если не читать, или, тем более, отвергать  «Закон и пророков».

    Известно, что Ветхий Завет был «детоводителем ко Христу». Почему нужно было вначале  давать людям Ветхий Завет, а потом Новый? Разве нельзя было сразу прийти Христу?   Представляется логичным, что,  если бы Господь не открывал людям закон Моисея, а сразу послал им Христа с Его любовью и прощением грешников, люди не приняли бы это. Они просто не смогли бы понять ценность Любви. Они, вероятнее всего, сказали бы:  «Какая любовь? Нужна справедливость! Провинился – отвечай!..»

     Поэтому Божья мудрость, прежде   Христа,  послала людям «детоводителя ко Христу», Закон справедливости: «око за око, зуб за зуб…».   Люди,  как неопытные дети, «попробовав справедливости»,  на своем горьком опыте убедились, что с помощью формальных законов и кодексов проблем не решишь.  И тогда смогли принять Христа.

      Отсюда  такая разница между ветхозаветными книгами Библии и новозаветными -  суровый, железный закон  причины и следствия,  и мягкая, добрая любовь,  «покрывающая множество грехов».   Божья любовь от начала была заложена в Божьи дела. «Агнец был заклан от создания мира».  Но люди должны были созреть до понимания этого…

      Ветхозаветные книги описывают много жестокостей.  Но каких жестокостей?  Человеческих, вынуждавших Бога применять силу для пресечения зла.

      Почему Бог уничтожил Содом,  Гоморру и окрестные города? Потому что они этого заслуживали по справедливости.  И они, и их малолетние дети, и их старики, и даже их скот – все было настолько замешано во  зле и разврате, что, по закону справедливости, так сказать «по санитарным требованиям» все должно было быть предано огню.  Этого требовала справедливость.  «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский,  велик он, и грех их, тяжел он весьма…». (Бытие 18:20).

      По этой же причине позднее Господь повелевал Израильтянам истреблять некоторые ханаанские племена, кстати, соседствовавшие с Содомом и Гоморрой, и повторявшие их злодеяния.  «Работала» справедливость.

    Содомский регион представлял собой настоящее гнездище зла. Дело дошло до того, что насиловали проходящих мимо путников. Никакой не было на них управы. Жизнь становилась невыносимой. И тогда вмешался Бог. Это был буквальный Божий Суд, тот Высший Суд, который «недоступен звону злата», и Тот  «грозный Судия, что мысли и дела знает наперед». Поэтому кое-где Он повелевал истреблять и детей грешников. Как Высший Судия,  видящий наперед, Он видел, что из этих детей добрые люди не вырастут.

     Кто желал бы, чтобы его судил такой Суд?  Не предпочтительнее ли милосердный Суд Христов,  Который, между прочим, вернет к жизни даже тех, истребленных огнем содомлян, и, так сказать, «пересмотрит их», а нет ли между ними человека,  способного покаяться?  (Матф. 10:15. 11:24).                    

     Ветхий Завет обещал верующим в Бога людям райское благоденствие на земле. И он же карал за грехи. Но, поскольку не грешных не нашлось, обещанным райским благоденствием никто реально воспользоваться не смог. Получалось противоречие.  Его  снял Христос.  Умерев за грешных, Он удовлетворил  параграфы Закона справедливости, требовавшие наказания  грешных.  Теперь они, раскаявшись в своих грехах,  могут наследовать рай. Так Ветхий завет – исполняется. И так рассудительные люди могут «вместить», что для человека единственным спасением является Христос.

     Ветхий Завет и Новый Завет – есть одно целое Божье.  Ни Ветхий Завет без Нового, ни Новый без Ветхого действенными быть не могут.   Это две стороны единого. Христос заявил:  «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф.5:17).  Новый Завет является гарантом исполнения Завета Ветхого. В Нагорной проповеди Христос сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». То есть, через Христа праведники получат то, что обещал Ветхий завет!

 

     О СЛОВЕ БОЖЬЕМ

 

    …В ночь перед распятием Христос молится Богу о Своих учениках и просит Бога:  «Освяти их истиною Твоею:  слово Твое есть истина».  (Иоан. 17:17).Что подразумевает Христос под «Слово Твое»?  Библию, Священные книги? Никак нет. В последние часы перед смертью Христа никак не заботит буквальный текст Писания.  Не о Писании Он молится.

    Здесь Христос говорит о Себе Самом и о Своих учениках. Он, Христос,  освещает и освящает всякого верующего человека.   Библия, буквальный текст Писания сам по себе никого святым не делает. Ранее Христос говорил: «Я есть истина». «Освятить истиною», значит сделать их святыми посредством  учения Христа.

     Многие из нас привыкли на Библию говорить «Божье слово». Однако в самой Библии под выражением «Слово Бога» подразумевается Иисус Христос. «Слово»  есть одно из небесных имен Христа. (Откровение 19:11-16).

     …«Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, как славу единородного от Отца». (Иоан. 1:14).  Здесь речь о Христе.

     «…В начале словом Божьим небеса и земля составлены из воды и водою…» (2 Петр.3:5) . В данном тексте Апостол Петр говорит о Христе, о том, что землю и небо творил Тот, Который потом был на земле под именем Иисус.   И продолжает: «А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков». Тут уже, как говорится, и простым глазом видно, что речь идет о Христе, потому что – Он будет судить…

    …В Послании к Титу 1:2 написано:  «В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен…».     Изречение «неизменный в слове» - не означает «неизменный в букве Бог».  Здесь речь идет о Христе.

      Что касается  буквы, - Бог как раз легко меняет ее. Известно  много случаев, когда еще во дни Моисеева закона Бог отменял Свое слово. Да, Бога можно «уговорить». С Ним можно найти «общий язык», и Он отменит кару, которую назначил грешнику, если сей покается.  (Иона 4:10,11.  Исайя 27:5.  …Аналогичных текстов – полная Библия.)

      «Неизменный в слове» означает – НЕИЗМЕННЫЙ ВО ХРИСТЕ БОГ. Спасение, которое Бог дает людям через Христа – никогда не изменится. Бог никогда не передумает миловать и прощать кающихся людей. «Христос  вчера и сегодня и во веки Тот же». (Евр. 13:8).

     …«Ибо слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет». (Евреям 4:12,13). О чем здесь говорится? О Библии?  Кому мы все дадим отчет? Библии? Пред чьими очами все открыто и обнажено? Перед Библией?  Нет, перед Христом!  Христу мы все дадим отчет!  Его Учение проникает  «до разделения души и духа,  составов и мозгов».

     Христос есть наш «священный канон».  Как применять изображения «для действенности молитвы»,  на самом деле,  означает принижать значение  Божьего Духа, так и искать «точный перечень» священных книг, значит быть слабым  в  Духе Господа Христа.

 

    «…ДУХ ГОВОРИТ ЦЕРКВАМ…»

 

    «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от  веры, внимая духам обольстителям  и учениям бесовским».  (1Тимоф. 4:1)  Не буквальные, пословные тексты посланий Иакова или Павла,  и не труды «отцов и помазанников», а Дух говорит Церквам. Не буква, а Дух.

     Дух четко говорит!   В Откровении, в Послании к семи церквам, Христос  прямо продиктовал «Что Дух говорит Церквам». Какой Дух?  Тот, который от Христа.  Дух любви, жертвы Христа. Это и есть «мерило каноничности».  Что в Духе Христа, то от Него.

    «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам…».   Дух Христа  конкретно говорит, что именно Он ненавидит:  убийство, ложь, безнравственность, воровство, идолопоклонство, связь  с демонами…

    Если ты праведен,  выступаешь за праведность,  значит  - ты в одной «церкви»  с Ноем, Даниилом, Иовом, с Авраамом, с Апостолами.  Значит, ты «читаешь Писание  каноническое».   А если ты грешен, и не желаешь раскаиваться  в своих грехах перед Богом, то какая тебе разница, сколько точно Посланий написал Апостол Павел, или  как нужно рассматривать книгу Варуха?  Ты в любом случае, поскольку не желаешь стремиться к праведности, покойник,  даже если будешь знать наизусть весь канон и все толкования к нему…

 

     «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду». (Апокалипсис 22:14,15)

 

 

Обсудить статью на форуме