ЖЕНЩИНА В ЦЕРКВИ БОЖЬЕЙ                                                                         Сборник статей

 

«ОДНОЙ ЖЕНЫ МУЖ…». ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРОЧНОСТИ УЧЕНИКОВ ХРИСТА…

 

 

«…ты бушевал, как вода, не будешь ты преимуществовать…».

(Бытие 49:4).

 

    В первом Послании к Тимофею, и в Послании к Титу мы находим  перечень качеств, которыми должен обладать христианин  «желающий епископства»,  претендующий на должность  пресвитера, старейшины начальствующего в церкви, а также помощника начальствующего - диакона.

        Читаем 1 Тимофея, 3:1-12: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, (честен), страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, (не сварлив), не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив.

     Хорошо управляющий домом  своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божьей?

     Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.

     Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

     Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивыы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таковых надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.

     Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.

     Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий  детьми и домом своим…».

     Итак, видим, что, кроме всего прочего, написано:  «Одной жены муж». Что означают эти слова? 

 

     Сколько  помню, и сколько приходилось слышать мнений, всегда высказывалась мысль, что данные слова запрещают епископу и диакону многоженство, в смысле более одной жены одновременно.  Говорилось, что эти слова не исключают второй или третий брак старейшины собрания;  что руководитель  церкви-собрания  может быть разведенным с «первой» женой, и вновь вступившим в брак «в Господе». И уж, конечно, как бы само собой разумелось, что овдовевший старейшина может вновь жениться и оставаться в своем служении в церкви-собрании.

 

     Исследуя слова Библии «одной жены муж», я все более прихожу к мнению, что они означают «женатый один раз».

     Например, в    «Современном   Русском  Переводе», в частности,   так  написано: «Верно говорится: если кто стремится к руководству, то желание его похвально. Итак, руководителем церкви должен быть человек безупречной жизни,  женатый не больше одного раза…» (1 Тимоф. 3 гл).

    Что, как видится, означают слова «женатый не больше одного раза…»?

    Вероятно, подразумевается, что у человека, женившегося более одного раза – кипят страсти. Он не может должным образом владеть своими эмоциями.  Поэтому из него не получится хорошего пастыря для овец Христовых. Он своими эмоциями только будет прибавлять проблем в церкви, а не решать их.

     Вполне  понятно, что второй, или третий, или какой там  раз  жениться  не запрещается, если на это имеется Библейское основание. Но,  руководить в церкви такой  человек - не имеет права.

 

     «Одной жены муж». Это требование для епископа и для диакона означает, что епископ и диакон может быть женат только один раз.

     По-видимому, одна из причин, почему  сегодня  в церквах-собраниях существует столько  тяжелейших проблем, заключается  еще и в том, что «на седалища  епископов» сели те, кто не должен  там сидеть.  Различные тенденциозные толкователи Библии сделали все, чтобы это так было. Своими разъяснениями, что «одной жены муж» понимается как запрет полигамии,  они открыли путь к религиозной власти в церквах тем, кто не может иметь доступа к ней в принципе.

 

    Ученику Христа надлежит смиряться со своим положением вещей. Если уж так сложилась твоя жизнь, что ты неоднократно женат, тогда нужно понять, что должность епископа-старейшины в собрании для тебя закрыта.  Такова объективная реальность. Она ни в коем случае не означает, что в глазах Господа ты менее ценен, или что Господь любит тебя меньше, чем того, кто нашел в себе сил не жениться второй раз.  И Духа Своего Христос дарует тебе, и дары Духа. И плоды Духа ты будешь приносить.  И, возможно, многие великие дела совершишь как проповедник Евангелия. Но – положение епископа, старейшины, руководителя в церкви-собрании  христиан  ты занять не сможешь.  Так говорит Священное Писание.

 

     ...В принципе,  «менять» жену, есть дело совершенно неблагодарное.     Знаю людей, которые неоднократно разводились с женами и женились на других, ища себе "разумную жену-христианку".  Но не знаю ни одного, кто бы  достиг  своей цели. Их проблемы никак не заканчивались, но с новым браком лишь представали в новом качестве. Как говорится - променивали шило на мыло.

     Есть лишь один способ избавиться от  семейных проблем - безбрачие. Но, как сказал Господь, "не все вмещают слово сие". А поскольку это так, поскольку без жены не можем, значит - "любишь кататься, люби и саночки возить".

     В равной  степени  это же касается и жен. В сатанинском мире  люди научились быстро «решать»  семейные проблемы. Чуть что не так – развод!  И – новый брак, новое знакомство-сожительство. И – новые беды.  Такой  же дух проникает и к христианам.  И они, под его воздействием уже не стараются  излечивать проблемы, работать над собой, а требуют  от другого, чтобы он поступал по-христиански.  А если нет –  «я уйду!..»

 

     …Один старейшина был женат  еще до «познания истины».  В свое время, когда он примкнул к   Свидетелям Иеговы, его жена не поддержала его. Она по-прежнему оставалась «мирской». Более того, она постоянно старалась отвлечь его от «духовных дел». По его словам, жизнь его была невыносимой. И что же он предпринял?  Очень оригинальный «ход конем»! Признаюсь, когда я услышал эту историю от одного высокопоставленного члена организации Свидетелей Иеговы  в конце 90-х годов, который «по секрету» рассказывал ее, мне сделалось просто противно.

      Так вот  означенный   преуспевающий старейшина, доведенный до отчаяния  ужасной жизнью с неверующей женой,  в один прекрасный день решительно складывает с себя все свои служебные полномочия.  Затем, в комитет собрания  направляет  короткое заявление, что выходит из организации Свидетелей Иеговы. И – пропадает с поля зрения, переезжает в другой регион.

     После этого, он, вопреки всем отчаянным возражениям своей жены, которая осталась на прежнем месте жительства,  разводится  с ней.  И женится на молодой, хорошенькой, чуть ли ни вдвое моложе его «заинтересованной», которую, оказывается,  он уже себе присмотрел, и с которой обо всем заранее договорился.  Кстати, она действительно была в него влюблена, и готова была за него выцарапать глаза любому…

    После свадьбы эта «заинтересованная» начинает  быстро  «делать духовные успехи».  В местном, в смысле на новом месте жительства, собрании Свидетелей ее «производят» в некрещенные возвещатели,  и,  в скором времени она  принимает крещение в организации, становясь полноправным Свидетелем Иеговы.  А вслед за нею  в организацию  возвращается  и  «одумавшийся блудный сын». И его принимают с распростертыми объятьями.  И  никаких претензий к нему по поводу его развода и новой женитьбы предъявить никто не может, ибо он все это проделал, когда был «вне»  организации. Если бы он этот номер отколол, будучи в организации, тогда он совершил бы то, что называют «прелюбодейный брак».  По канонам организации  это  есть тяжелое преступление. А когда человек не в организации, тогда с него и спроса никакого нет.

     Через два с половиной  года он уже снова был старейшиной и выступал на конгрессах! 

    «Ну и как ты на это смотришь?»,- помню, спросил я рассказчика. «А как можно смотреть?»- удивился мой собеседник.  «Брат проявил находчивость, избавился от жены-язвы, противницы истины, и теперь спокойно служит Иегове. Организация ничего не может ему сказать. А если Организация не обличает нас, значит, нас не обличает и Иегова»,- завершил свой монолог мой российский знакомый-старейшина.  Я был в шоке.

    Теперь у меня вопрос: Разве была бы возможна в принципе такая трагедия,  и такое лукавство и ложь, если бы в организации Свидетелей слова Библии «одной жены муж» понимались правильно?

    Неправильное толкование Библии,  помноженное на бюрократические крючки религиозной организации, спровоцировало доброго, может быть, человека на откровенно богопротивный поступок, совершив который он и не подозревает, как тяжело согрешил против Любви Христовой.  Совесть его, бывшего атеиста,  ставшего преданным последователем «теократического порядка»,  полностью замерла, как замирает плод в утробе женщины.

     Какое может быть собрание, когда им руководит такой хитро-мудрый старейшина, который,  не то, чтобы контролировать  свои эмоции, но полностью идет у них на  поводу?

 

      … Другой   случай:  В одном христианском собрании на Украине служил  Богу добрый, отзывчивый, но не опытный  старейшина.  И была в том собрании сестра, которая очень страдала от своего неверующего деспота-мужа.  Эта сестра постоянно жаловалась на своего мужа старейшине, со слезами рассказывая,  как она мучается.  В конце концов, старейшина, из сострадания к мучающейся  христианской сестре, сказал ей: «Ну, если так все ужасно, если у тебя нет никаких сил  терпеть издевательства, то уходи от него…» И сестра поступила согласно совета старейшины. 

     А ее муж сразу взял да и женился на другой женщине.

     Ровно через два месяца, христианская сестра, которая, можно сказать, «вытребовала» у старейшины  совет на развод с мужем, явилась к старейшине  с требованием: «Верни мне мужа!».  Это был кошмар. Она как обезумела. Она бегала за старейшиной по улице, крича: «Ты лишил меня мужа!..»  Она швыряла камни в окна хаты старейшины…  

 

 

      Мы знаем, что, по разъяснению Апостола Павла церкви должны были  брать на попечение вдов. В первом веке, как известно, не было никаких ни пенсий, ни пособий по старости, ни домов для престарелых.  И Апостолы учили, что церковь-собрание учеников Христа должны содержать одиноких престарелых вдов. Но каких? Всех ли? Нет. Только «истинных вдовиц», тех, которые были замужем не более одного раза.  Вот, такое необходимое условие.  (1 Тимоф. 5 гл).

     Почему?   Наверное,  как и в случае с  пресвитерами.  Если  женщина была замужем более одного раза, значит,  она не могла,  или не хотела  контролировать свои эмоции.    Поэтому и свои материальные проблемы в старости она должна была решать сама. Таков был порядок в собраниях, которыми руководили Апостолы.

      Интересно, что в Евангелии от Луки упоминается старица Анна «прожившая с мужем от девства своего  семь лет».  Вдова, которая всю остальную долгую жизнь «пребывала в молитве  день и ночь».   О ней говорится, как о праведнице, удостоенной особой чести от Бога.  Интересно.  (Луки 2:36-38)

 

     Супружеская  жизнь человека есть одно из его прекрасных преимуществ, и, одновременно – тяжелых недостатков.  Это, как источник, из которого течет  и горькая, и сладкая вода. Ясно, что так не должно быть. Но, увы, так есть, в подавляющем числе. Многие проблемы супружеской  жизни преодолеваются только терпением, выдержкой, самообладанием.  А иные проблемы семейной жизни вообще не имеют решения в этом «веке». От них невозможно избавиться. С ними необходимо смиряться, принимать их как неизбежное…

    Господь прекрасно знает все наши беды. И сострадает нам. И помогает. У кого-то семейная жизнь, несмотря на все его усилия и старания, никак не складывается, и не ладится.  Кто-то вынужден буквально  убегать, элементарно спасаясь  от смерти. Вероятно, это его такой крест. Многие вступают в повторные браки. И это их крест. И Господь  с любовью   помогает всем, надеющимся на него.

    Но,  духовная реальность такова, что в церкви-собрании учеников Христа, человек, женатый более одного раза начальствовать не может.  Таково  Библейское правило. И его необходимо соблюдать.

 

     Не нужно паниковать,   шарахаться в крайности.  В  тех собраниях, где служения епископов и диаконов исполняют братья, женатые более одного раза, в этих собраниях постепенно следует исправить положение, и привести его в соответствие с Библейскими правилами.  Сделать это должна сама церковь-собрание учеников Христа, в духе братской любви, а не в укорах и нападках на брата: «Вот, оказывается, из-за тебя у нас проблемы…»

     А если, например,  просто   нет никого другого, кто мог бы заботиться о собрании?  Вот, поэтому и понятно, что нельзя паниковать и бросаться в крайности. Господь все видит. Но тот брат, который понял, что по Библейскому правилу он не может быть руководителем в церкви, должен сам проявить инициативу,  и,   при первой возможности  привести  ситуацию в согласие с указанием Апостола.

     Проблемы будут всегда. При смене пресвитера проблемы церкви не улетучатся сами по себе. Речь не о них. А о том, что все, что в наших силах, мы должны сделать так, как это положено по Священному Писанию. 

 

     Можно бы подумать, что, на фоне всеобщего отступления христианских религий от истины Христа, когда каждая деноминация, называя себя христианской, по-своему нарушает заповеди Христа, на этом неприглядном фоне, вопрос о повторных браках руководителей церквей не является таким уж принципиальным. Тем  более  что, например, в некоторых государственных церквах этот вопрос понимается правильно. И, тем не менее, данные церкви полностью погрязли в грехах.

    Здесь речь идет о конкретных людях, о братьях во Христе персонально.  Каждый ученик Христа желает, чтобы Господь признал его святым, праведным. Поскольку это так, то, каждый ученик Христа,  исполняющий руководящее  служение в церкви-собрании христиан, должен сам для себя решить, имеет ли он Библейское право для своего положения, или нет? Ибо, когда на Божьем Суде над   Божьим домом   обнаружится, что сей пастырь, оказывается, вообще не имел права сидеть там, куда сам разместился, тогда такое откровение может оказаться для него весьма печальным.

    Точно так же, как, например, кто-то, имея тайный, скрытый порок, скажем - пристрастие к алкоголю,  о котором ничего не знают в церкви, получил бы от нее предложение занять положение  пресвитера.  И принял бы его…  Смог бы такой человек рассчитывать на Божье благословение,  как в личном плане, так и в служении? Нет, конечно!

    Служить ближним, «омывать ноги святым», делать добро для братьев во Христе, ты можешь и не занимая никакой должности в церкви. Чтобы проявлять любовь к ближним – не нужно быть специально рукоположенным. Живи по заповедям Господа. Делай добро, как написано «всем, а наипаче своим по вере». Остальное  –  Господь усмотрит. И решит, кто будет «в этой церкви» епископом сегодня, а кто завтра.

 

 

     «Когда будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его подошед не сказал бы тебе: «уступи ему место»; и тогда со стыдом  должен будешь занять последнее место. Но когда будешь зван, пришед садись на последнее место, чтобы звавший тебя подошед сказал: «друг! пересядь выше»;  тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». (Луки 14:8-11). 

 

Обсудить статью на форуме